Десять лет назад в Ангарск приехала из Перми молодая девушка, тренер по фигурному катанию на коньках, Юлия Мартюшева.
Приехала по приглашению, поработать, вместе с группой ангарских тренеров, которые возрождали в нашем городе в новом формате этот, некогда преданный забвению, вид спорта. Заниматься Юлия начала в детстве, в спортшколе олимпийского резерва «Огонёк», достигла определенных успехов, каталась по программе мастера спорта, но присвоения звания не дождалась, в силу бюрократических проволочек и причин. Уже здесь, в Сибири, закончила филиал Российского Государственного университета физической культуры и спорта (нынешнее название Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»), и отдавала все силы работе с детьми на льду дворца спорта «Ермак». Всё-таки, за спиной было пять лет стажа в Перми, была база, были силы, желание что-то изменить, сделать новое, попробовать себя в другой, творческой ипостаси. Дома, на Урале работала с малышами, здесь появилась возможность взять группу уже спортсменов-разрядников, пусть и с юношеским, но довести до ума.
- Это была другая работа, а все, что новое, вызывает неподдельный интерес.
- Чем работа с малышами отличается от работы с разрядниками?
- Там всё нужно начинать с нуля. От первых шагов по льду до первых успехов, от первых падений и слез до первых побед и разочарований. С разрядниками ты уже начинаешь заниматься творчеством, создавать образ, программу, вместе с хореографом лепить что-то новое. Это интересно.
- Творческая работа часто бывает конфликтной. Как, в таком содружестве избежать ссор, недоразумений? Или, действовать по принципу: «Я тренер, я главный, делай, как я сказала!»
- Нет, я стараюсь договориться, убедить. Давить не в моих правилах. А с малышками стараюсь использовать на начальном этапе игровой подход.
- Шесть лет в Ангарске. Как оцените это время для себя?
- Насыщенный период, интересная работа, хотелось многого добиться. Подготовила девушку, кандидата в мастера спорта Алисию Гадееву. Захотелось что-то поменять, перемен, перезагрузки. Вернулась в Москву, а тут пандемия. Пригласили в Когалым (ХМАО), на сборы, а получилось, что осталась на полтора года. Единственное, что не покатило, так это местный климат. Начались проблемы. Здесь, в южной Сибири климат классный, там болотистость, влажность. Вернулась в столицу, и вновь работа, на два с половиной года. И, знаете, нежданно-негаданно пришло приглашение из Кувейта, поработать с местными ребятишками, заложить основы фигурного катания. Вот уже несколько месяцев там тружусь.
- А как оказались в Ангарске?
- Закончился срок бизнес визы, нужно было возвратиться из страны, и оформить визу по новому, чтобы не нарушать иммиграционное законодательство Кувейта. Жду визу, звонок из Ангарска, есть возможность поработать консультантом на сборах. Прилетела.
- Надолго?
- На неделю-другую.
- И как вам арабский Восток?
- Страна богатая, для своих граждан. Это первое впечатление. Но, что касается фигурного катания, здесь все от слова «никак». Работала, проводила тренировки в индивидуальном формате, поскольку работа в спортшколе предполагает рабочую визу, у которой есть преимущества и защищённость работника. Рядом, в Эмиратах, наплыв русских тренеров, много и детей, которых родители вывезли, чтобы получить спортивное гражданство, ведь страна наша находится под санкциями, и доступ россиянам, пока, закрыт на соревнования.
- А отношение к вам, как к российской гражданке?
- Доброжелательное. Там ко всем русским относятся нормально, без русофобии.
- Исламская страна, ограничения чувствуете?
- Нет, в чадре не хожу, это и необязательно, но, определенный дресс-код есть, соблюдать нужно. Плечи закрытые, рукав длинный, юбка ниже колен.
- Насколько ниже?
- Чем длиннее, тем лучше! (Смеется). Вы знаете, что импонирует. Развивается инфраструктура для фигурного катания, строятся площадки и арены с искусственным льдом. Да, и для меня есть положительный момент в работе здесь. Подтягиваю английский. Планов много, хочется реализовать все.
- А арабский?
- Тоже приходится учить.
- Что еще поразило?
- Какое сумасшествие в плане массового катания. Столько народу приходит, льда не видно. Катаются плохо, но, учатся, стараются. Такая мода. Есть даже женская хоккейная лига, это вообще сразило наповал!
- Пока пауза. Вы вернулись в Ангарск. Ощущения?
- Ничего не изменилось. Нахлынули эмоции, дворец, лёд, город. Хочется, чтобы фигурное катание в Ангарске продолжало развиваться, и хорошо, что в «Ермаке» есть такие энтузиасты, как Ирина Щербакова, отдающие этому виду спорта и воспитанникам всю свою энергию и любовь.
Она скоро уедет, будет ждать визы, строить новые планы, но в её душе Ангарск уже занял место, пусть не очень большое, пусть маленькое, но этот след Юлия Мартюшева постарается не стирать, а сохранять. И этот приезд в Сибирь лишнее тому доказательство.